Отдел регистрации прав
 



Главная Отдел регистрации прав

Отдел регистрации прав




Государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права на объекты недвижимости

 Государственная  пошлина за регистрацию ранее возникшего права на объекты недвижимости.
 

 
 

               По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возникшего до вступления в силу Федерального законаот 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), полагаем сообщить следующее.
                В соответствии с пунктами 1и 2 статьи 6Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
            Государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
                Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 333.35Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6Федерального закона N 122-ФЗ случаях (государственная регистрация ограничения (обременения) права или государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта) за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ, государственная пошлина уплачивается в размере, равном половине установленной главой 25.3 Кодекса государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
              В случае если государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ права не связана с государственной регистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, а осуществляется по желанию правообладателя, государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктами   24  пункта 1, статьи 333.33Кодекса физическими лицами в размере 2000 рублей и подпунктом 24 пункта 1, статьи 333.33 Кодекса физическими лицами в размере 350 рублей.


Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государтсвенный регистратор
Л.В. Юрченко
 

 

Найм жилого помещения

Найм жилого помещения

 

       В соответствии со ст. 671 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
           По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом Российской Федерации.
         Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ в Федеральный Закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была введена статья 26.1. о государственной регистрации найма жилого помещения, в соответствии с которой: 
        Государственная регистрация ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (далее - государственная регистрация найма жилого помещения), осуществляется на основании заявления сторон договора, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.
     Государственная регистрация найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда может осуществляться на основании заявления нанимателя по договору, указанному в пункте 1 настоящей статьи.
Заявление о государственной регистрации найма жилого помещения подается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не позднее чем через один месяц со дня заключения договора, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
     На государственную регистрацию найма жилого помещения, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, представляются документы, подтверждающие права наймодателя на заключение указанного договора, если наймодателем не является собственник такого жилого помещения.
     На государственную регистрацию найма жилого помещения, возникающего на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, представляются документы, подтверждающие права наймодателя на заключение указанного договора, если наймодателем не является орган государственной власти или орган местного самоуправления, а также документы, подтверждающие право нанимателя на заключение указанного договора. Перечень документов, подтверждающих право наймодателя и нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при государственной регистрации найма такого жилого помещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
   Государственная регистрация прекращения найма жилого помещения может осуществляться по заявлению одной из сторон договора, указанного в пункте 1 настоящей статьи, по истечении срока действия договора или в случае его расторжения. В случае расторжения договора, указанного в пункте 1 настоящей статьи, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие его расторжение. Если сторона договора, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора, к заявлению прилагается копия уведомления другой стороны договора об одностороннем отказе от исполнения договора в форме заказного письма с отметкой об отправке, а при расторжении договора в судебном порядке - копия вступившего в законную силу решения суда о расторжении договора, заверенная в установленном порядке судом, вынесшим решение. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, при представлении заявления одной из сторон указанного договора в течение рабочего дня обязан уведомить в письменной форме об этом другую сторону договора.
    Государственная регистрация найма жилого помещения и прекращения найма жилого помещения осуществляется в срок не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государственный регистратор
А.Ю. Малкова

 

 

Порядок внесения изменений в Единый государственный реестр прав.

 Порядок внесения изменений в Единый государственный реестр прав

                В соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
             В соответствии с протоколом Координационного совета Управления Росреестра по Краснодарскому краю внесение изменений в Iподраздел Единого государственного реестра прав осуществляется в автоматизированном режиме.
               В силу п.10 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
                В соответствии с пунктом 1 статьи 16 вышеуказанного закона государственная регистрация прав проводится на основании заявлений правообладателя, сторон договора. Следовательно, государственная регистрация имеет заявительный характер. C учетом вышеизложенного, в случае изменения паспортных данных правообладателя, необходимо представить заявление о внесении изменений в ЕГРП  и документ об уплате госпошлины в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
                Кроме того, согласно ст.21 Закона о Регистрации  техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав, исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
                  Заявление об исправлении технической ошибки в записях может быть подано заинтересованным лицом в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
                 В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государственный регистратор
Е.Ю. Плотникова 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАСТРОЙЩИКА ПО ДОГОВОРУ УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАСТРОЙЩИКА ПО ДОГОВОРУ
УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
 

             Заключая договор об участии в долевом строительстве, стороны должны помнить, что застройщик несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.
              Если застройщик ненадлежащим образом исполнил или не исполнил обязательства по договору, то дольщик может защитить свои права в рамках досудебного и судебного урегулирования спора. При этом процедура досудебного урегулирования по данным спорам не является обязательной, однако она может быть предусмотрена договором. Кроме того, она может помочь уладить спор без обращения в суд.
              Дольщик может прибегнуть к следующим мерам гражданско-правового воздействия на застройщика, нарушившего условия договора.
 1. Расторжение с застройщиком договора участия в долевом строительстве
             Участник долевого строительства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в следующих случаях ( ч.1. ст.9 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ):
- если срок сдачи объекта превышен более чем на два месяца;
- если существенно нарушены требования к качеству объекта строительства;
- если застройщик отказался возмещать или устранять недостатки объекта долевого строительства;
- если застройщик отказался продлить банковское поручительство.
            В этих случаях договор считается расторгнутым со дня направления застройщику уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора. Уведомление направляется заказным письмом с описью вложения.
Кроме того, дольщик может расторгнуть договор в судебном порядке в случаях ( ч.1.1 ст.9 Закона N 214-ФЗ):
- прекращения или приостановления строительства многоквартирного дома, если становится очевидно, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан дольщику;
- существенного изменения проектной документации, в том числе существенного изменения размера объекта долевого строительства;
- изменения назначения общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
              Во всех перечисленных выше случаях при одностороннем отказе участника долевого строительства от исполнения договора и расторжении договора в судебном порядке застройщик обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты в соответствии с  ч.2 ст.9 Закона N 214-ФЗ.
 
2. Взыскание с застройщика неустойки
             Неустойка может быть законной, то есть установленной ч.2 ст.6 Закона N 214-ФЗ, и договорной, то есть предусмотренной договором участия в долевом строительстве.
             Законная неустойка предусмотрена за нарушение срока передачи дольщику объекта долевого строительства. Размер законной неустойки не может быть уменьшен договором; договорная неустойка может только увеличивать законную.
При расторжении договора участия в долевом строительстве неустойка, предусмотренная  ч.2 ст. 6 Закона N 214-ФЗ, уплате не подлежит.
 
 
3. Возмещение застройщиком убытков
             В случае ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком участник долевого строительства вправе потребовать сверх неустойки возмещения убытков, например расходов на аренду жилья ( ст.15 ГК РФ;  ст. 10 Закона N 214-ФЗ;  п.1 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
 
4. Возмещение застройщиком морального вреда
            Участник долевого строительства вправе обратиться к застройщику с требованием о возмещении морального вреда ( ст. 15 Закона РФ N 2300-1).
Размер компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
 
5. Возмещение застройщиком судебных расходов
           В рамках судебного урегулирования спора судебные расходы (госпошлина, почтовые расходы, расходы на оплату услуг адвоката, эксперта и т.д.) могут быть взысканы с застройщика в случае удовлетворения предъявленных дольщиком исковых требований ( ч.1 ст. 98 ГПК РФ).
 
6. Привлечение застройщика к административной или уголовной ответственности
           Кроме того, застройщик может быть привлечен к административной ответственности за следующие правонарушения:
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований ( ст14.4 КоАП РФ);
- обман потребителей (ст 14.7 КоАП РФ);
- нарушение иных прав потребителей ( ст. 14.8 КоАП РФ). По данному основанию возможно привлечение к ответственности, например, за включение в договор долевого строительства условий, ущемляющих законные права участников долевого строительства;
- нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости ( ст.14.28 КоАП РФ);
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ч.4 ст.19.5 КоАП РФ).
            Чтобы инициировать привлечение застройщика к административной ответственности по данным статьям, участник долевого строительства может обратиться в управление Роспотребнадзора по субъекту РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере долевого строительства.
            Кроме того, виновные должностные лица организации-застройщика могут быть привлечены к уголовной ответственности по  ст.159.4 УК РФ за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.


Ведущий специалист-эксперт отдела регистрации прав
государственный регистратор
Е.Е. Инкина
 
 
 
 

 
  
 

Изменения в законодательстве

                                                  Об изменениях в законодательстве
 

            Уважаемые заявители, обращаю ваше внимание, что 29 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".    В соответствии со статьей 23 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 29.12.2015).
            Основные изменения коснулись Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью",  Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"  и других Федеральных законов.
            Так же изменения были внесены в Семейный кодекс Российской Федерации. А именно, абзац первый пункта 3 статьи 35 изложен в новой редакции: "Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.";
            В пункте 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации второе предложение изложено в следующей редакции: "Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено."
            В Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" были внесены следующие изменения.
            Пункт 1 статьи 24 изложен в новой редакции, в частности: при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием ее цены и других условий, на которых продает ее.
Сделка по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу подлежит нотариальному удостоверению и может быть совершена не ранее чем по истечении месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
             Пункт 3статьи 24.1 дополнен абзацем следующего содержания:
"Сделка по продаже земельной доли подлежит нотариальному удостоверению.";
В статье 30 добавлен пункт 2 следующего содержания: "Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.".
              Таким образом, с 29 декабря 2015 года законодатель закрепил обязательную нотариальную форму для следующих видов сделок с недвижимым имуществом: соглашений о разделе совместно нажитого имущества между супругами, по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, по продаже земельной доли, сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.
 

Главный специалист-эксперт отдела регистрации прав,
государственный регистратор
И.Н. Злобина 
 

Страхование гражданской ответственности застройщиков

         Основной новеллой  закона об участии в долевом строительстве стало введение обязательного страхования долевого строительства.
         С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 294 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок осуществления страхования гражданской ответственности застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
         В связи с этим, на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве  с 01.01.2014 в Управление Росреестра по Краснодарскому краю наряду с документами, предусмотренными на сегодняшний день ст. 25.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», застройщиком должен быть представлен один  из следующих документов:
- договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве;
- договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Кроме того, на государственную регистрацию последующих договоров участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан представлять документ, подтверждающий уплату страховой премии (части страховой премии) в соответствии с таким договором страхования, в случае, если такой договор заключен в отношении каждого участника долевого строительства.
         При отсутствии одного из этих документов договор участия в долевом строительстве не может быть зарегистрирован.
         В случае если застройщик выбрал поручительство в качестве способа обеспечения своих обязательств, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия поручительства, а также сведения о поручителе. Поручитель отвечает перед участником долевого строительства в том же объеме, что и застройщик, включая предусмотренные настоящим законом и договором неустойки (штрафы, пени).
         В отношении страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения, существует два способа:
1) участия застройщика в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков (далее - общество взаимного страхования), имеющем соответствующую лицензию на осуществление взаимного страхования и созданном исключительно для осуществления указанного вида страхования;
2)    заключения договора страхования гражданской ответственности застройщика со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании.
          Застройщик до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору.
         В случае если застройщик выбрал страхование в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия страхования, а также сведения об обществе до взаимного страхования или о страховой организации, которые осуществляют страхование гражданской ответственности застройщика.
         На государственную регистрацию последующих договоров участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан будет представить договор страхования в случае если такой договор заключен в отношении каждого участника долевого строительства.  Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. и распространяются на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после указанной даты.

Главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав
государственный регистратор
Е.В. Макарец
 
 

 

Государственная регистрация права собственности на основании решения суда

О государственной регистрации права собственности на основании решения суда о признании сделки недействительной
 
 

 

          В связи с большим количеством судебных дел об оспаривании сделок в отношении недвижимого имущества у заявителей нередко возникают вопросы о порядке государственной регистрации права собственности на основании судебных актов о признании таких сделок недействительными.
          В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
            К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
           Согласно п. 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных Приказ Росрегистрации от 07.06.2007 № 112, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
            В случае если судом признана недействительной оспоримая сделка и применены последствия ее недействительности, а также в случае применения последствий ничтожной сделки государственную регистрацию прав рекомендуется проводить на общих основаниях в соответствии с требованиями ст.13, 16 Закона о регистрации на основании заявления заинтересованных лиц с приложением всех необходимых для государственной регистрации документов, в том числе документов, подтверждающих оплату государственной пошлины, а также документов, подтверждающих исполнение сторонами судебного акта о применении последствий недействительности оспоримой сделки.
            Главой XVIIIправил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 765 от 23.12.2013, предусмотрен порядоквнесения в Единый государственный реестр прав записей на основании судебного акта о признании сделки недействительной или ничтожной, применении последствий такойсделки.
             Если судом признана недействительной оспоримая сделка и применены последствия ее недействительности - решен вопрос о принадлежности зарегистрированного вещного права на объект недвижимости, а также в случае применения последствий ничтожной сделки (решен вопрос о принадлежности зарегистрированного вещного права на объект недвижимости) запись со статусом "актуальная" подраздела II-1 погашается.
             Если судебным актом предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, восстановление права осуществляется путем формирования новой записи подраздела II-Iс указанием в ней номера государственной регистрации права лица, которым данный объект был отчужден на основании такой сделки (являющейся ничтожной или признанной недействительной с применением указанных последствий ее недействительности).
              В новой записи подраздела II-Iв отношении документов-оснований дополнительно указываются реквизиты соответствующего судебного акта.
               Согласно ст. 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
               В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество организациями уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 руб, физическими лицами – 2 000 руб.
               Таким образом, в случае если решением суда предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, за государственную регистрацию восстановленного права на недвижимое имущество должна уплачиваться государственная пошлина на основании 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
 
 

Государственный регистратор                                                                      И.В.Тунилова
 

Совместная собственность супругов

Совместная собственность супругов
 

Статьей  256 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
 Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В Семейном Кодексе Российской Федерации в статье 34 также указывается, что
имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
 Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Режим совместной собственности имущества супругов действует, если не установлено иное брачным договором (пункт 1 статья 33 Семейного кодекса Российской Федерации), соглашением о разделе общего имущества (статья 38 Семейного кодекса Российской Федерации) или решением суда.
При совершении сделок одним из супругов на государственную регистрацию необходимо- представить согласие другого супруга  на отчуждение недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации либо представить заявление и документы, подтверждающие отсутствие брачных отношений.
           В случае, если  стороны договора являются супругами, а отчуждаемые объекты приобретены  в браке и являются совместной собственностью, необходимо предоставить подтверждения того, что режим совместной собственности изменен в установленном законом порядке, а затем производить отчуждение доли в праве общей долевой собственности указанных объектов в соответствии с действующим законодательством.
 

 

Доверенность

Форма доверенности на представление интересов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Подробнее...
 

Приостановление государственной регистрации

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (далее Закон о регистрации) в ходе правовой экспертизы проводится не только проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица, но также установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации.
Государственный регистратор несет персональную ответственность, в том числе и за правильность оформления, сроков и порядка подготовки уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, сообщения об отказе в государственной регистрации прав, а также принятие мер по самостоятельному устранению причин приостановления регистрации.
Государственная регистрация прав по каждому основанию может быть приостановлена однократно, за исключением случаев приостановления на основании определения или решения суда, а также поступления в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества.
В соответствии со статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается:
по решению государственного регистратора на срок не более одного месяца
при поступлении от правообладателя, стороны (сторон) сделки, уполномоченных ими на то надлежащим образом лиц письменного заявления о приостановлении регистрации с указанием причин и срока приостановления - на срок не более трех месяцев;
при представлении заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением, - на срок не более одного месяца;
при поступлении определения или решения суда о приостановлении государственной регистрации прав - на срок, установленный судом;
при поступлении в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации решения (определения, постановления) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества - до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством.
Государственный регистратор вправе приостановить государственную регистрацию прав на срок не более одного месяца при возникновении у него сомнений:
в наличии оснований для государственной регистрации прав;
в подлинности представленных документов;
в достоверности указанных в них сведений.
Таким образом, по решению государственного регистратора регистрация приостанавливается в следующих случаях:             
- непредставления в орган по регистрации прав какого-либо из документов, необходимых по закону для государственной регистрации;                       
-направления в уполномоченные органы и организации письменного запроса об объекте недвижимости и правах на него;                
- направления представленных на регистрацию документов на подтверждение подлинности в издавший их орган;
- направления представленных на регистрацию учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц на подтверждение достоверности содержащихся в них сведений в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо;
- направления представленных на регистрацию документов, подтверждающих полномочия руководителей организации, представителей физических и юридических лиц (доверенностей, выписок из протоколов общих собраний, приказов о назначении и т.п.), на подтверждение их подлинности.
Государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации, если:
по результатам правовой экспертизы документов, проверки законности сделки выявлены причины, не устранение которых приведет к отказу в государственной регистрации права по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации. Иными словами, действия регистратора в случае приостановления определяются возможностью отказа в регистрации. Если запрошенные при приостановлении документы не будут представлены в течение установленного строка, но при этом не будет и предусмотренных законом оснований для отказа, то приостановление является незаконным, а действия регистратора можно обжаловать в суд как уклонение от государственной регистрации (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации ).
 При принятии государственным регистратором решения о приостановлении государственной регистрации прав в уведомлении, должны быть указаны все причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав. Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин.
        При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации представление дополнительных доказательств наличия у заявителя (заявителей) оснований для государственной регистрации (в том числе недостающих документов), а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является правом заявителя. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Закона о регистрации) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений
Приостановление государственной регистрации по решению регистратора означает приостановление течения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 13 Закона о государственной регистрации для проведения государственной регистрации. О приостановлении регистрации в книге учета входящих документов должна быть сделана соответствующая запись.
К основаниям приостановления регистрации относятся основания, изложенные в письменном заявлении правообладателя, стороны сделки или уполномоченного им (ими) на то лица. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для обращения с просьбой о приостановлении государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления.
Государственная регистрация прав по заявлению правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица может быть приостановлена не более чем на три месяца.
Приостановление государственной регистрации в этом случае прерывает течение срока государственной регистрации. Течение срока приостановления начинается со дня подачи заявления о приостановлении. После окончания срока приостановления срок государственной регистрации начинается заново. Срок, истекший до подачи указанного заявления, не засчитывается в новый срок, и по окончанию его приостановления государственной регистрации срок проведения государственной регистрации начинает течь заново.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании письменного заявления одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав.
Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Основанием для приостановления государственной регистрации является наличие соответствующего определения или решения суда в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона о регистрации. В этом случае регистрация приостанавливается:
- на указанный судом срок;
- до отмены судом решения (определения) о приостановлении;
- до наступления указанного судом события (например, вынесения судом решения по спору).
Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в ЕГРП, в графу "Особые отметки", после записи о правопритязании. Необходимо обратить внимание на то, что судебный акт должен быть адресован органу по регистрации прав. Акты судебных и иных правоохранительных органов о наложении арестов и запрещении действий с недвижимостью, адресованные правообладателям, являются основанием для регистрации ограничений права.
Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством. Приостановление сопровождается внесением соответствующей отметки в ЕГРП в графу "Особые отметки" после записи о правопритязании (пункт 4 статьи 19 Закона о регистрации).
Если запись об аресте, запрещении сделок с недвижимым имуществом внесена в ЕГРП до принятия заявления о сделке (переходе права), регистратор должен запросить дополнительные сведения о сохранении в силе данных запретов. Регистрация перехода права на арестованное имущество может быть приостановлена не более чем на месяц, с тем, чтобы заявитель представил дополнительные доказательства о наличии у него оснований для государственной регистрации, например решения (определения, постановления) о снятии ареста (запрещения). Если документ о снятии ареста, отмене запрета не будет представлен, в регистрации перехода права, сделок и иных установленных правообладателем ограничений (обременений) отказывается на основании того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Арест (запрещение) не является препятствием для регистрации существующего права лица, которому объявлен запрет.
В силу прямого указания в законе регистрация приостанавливается в следующих случаях.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" основание для отложения государственной регистрации ипотеки не более чем на один месяц возможно при:
- непредставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, какого-либо из документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
- несоответствии договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним документов требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- необходимости проверки подлинности представленных документов.
При наличии судебного спора по поводу прав на имущество, являющееся предметом ипотеки, или по поводу обращения на него взыскания государственная регистрация ипотеки откладывается до разрешения спора судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о регистрации прав регистрация приостанавливается для проверки соблюдения преимущественного права покупки доли в праве общей собственности при ее возмездном отчуждении постороннему лицу. Если в орган по государственной регистрации представлено извещение остальных сособственников о продаже доли (и не представлен отказ от покупки доли), то регистратор обязан приостановить регистрацию до истечения месяца со дня извещения.
Согласно пункту 52 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 № 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если заявление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации подавалось всеми сторонами договора, в том числе всеми лицами, действующими на обеих сторонах договора, уведомление о приостановлении государственной регистрации адресуется всем указанным лицам. Если заявление о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации подавалось только одной стороной договора или отдельными лицами, действующими на одной или обеих сторонах договора, уведомление о приостановлении государственной регистрации рекомендуется направлять также всем лицам, участвующим в договоре.
 
Главный специалист - эксперт отдела
регистрации прав
государственный регистратор
С. М. Вьюшкина                                                                
 
 

Основные права несовершеннолетних при сделках с недвижимостью

В соответствии с Гражданским кодексом РФ не только взрослые, но и дети могут быть собственниками недвижимого имущества, а также распоряжаться им (продавать, покупать, обменивать), но несовершеннолетние в соответствии с Гражданским кодексом РФ обладают неполной дееспособностью. Это значит для того, чтобы заключить сделку, необходимо согласие их законных представителей, то есть родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.
Законными представителями несовершеннолетнего ребенка являются его родители. При отсутствии родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов – опекун (для малолетних граждан) или попечитель (для детей от 14 до 18 лет).
Данные представители совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
В случае продажи недвижимости несовершеннолетнего ребенка (квартиры, доли в квартире), в обязательном порядке требуется согласие органов опеки и попечительства. Согласие на проведение сделки от органов опеки можно получить при условии предварительной покупки в интересах несовершеннолетнего иной недвижимости, в которой  доля собственности ребенка не должна уменьшиться, а жилищные условия не должны ухудшаться. Кроме того получить согласие можно и представив документы, гарантирующие приобретение недвижимости в пользу несовершеннолетнего сразу после продажи собственности ребенка.
Для получения согласия на продажу недвижимости необходимо предоставить в органы опеки и попечительства пакет документов по отчуждаемой квартире и по приобретаемой квартире.
Предварительное согласие органов опеки и попечительства требуется на такие операции с недвижимостью несовершеннолетнего как:
·         принудительное обращение взыскания;
·         отчуждение по договору ренты;
·         отчуждение по договору мены;
·         отчуждение жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащей несовершеннолетнему;
·         отчуждение недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое);
·         совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
При приватизации жилого помещения у несовершеннолетних членов семьи нанимателя есть право на участие в приватизации. Все несовершеннолетние члены семьи нанимателя, зарегистрированные в квартире, должны быть включены в число собственников квартиры по приватизации. Отказ от приватизации квартиры несовершеннолетних возможет только с согласия органов опеки и попечительства.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
На вселение к родителям в жилое помещение по договору социального найма их несовершеннолетних детей  не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. А равно как и при вселении и регистрации в любые другие жилые помещения, где проживают родители.
Приобретая квартиру на имя несовершеннолетнего или если он совершает сделку самостоятельно без одновременной продажи принадлежащей ему квартиры (доли в квартире), разрешения от органов опеки и попечительства не требуется.
При решении  вопроса о выдаче разрешения, сотрудники органа опеки и попечительства исходят из интересов ребенка. По каждому конкретному случаю решается вопрос, не ухудшатся ли жилищные условия ребенка и не нарушены ли его имущественные права.
 
 

Государственная регистрация договора аренды части объекта недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.1997г. № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает правило о том, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 26 Закона о регистрации в том случае, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Исходя из толкования указанных выше норм ГК РФ и Закона о регистрации, данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, должны быть указаны не только в договоре аренды, но и в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте, поскольку индивидуализация недвижимого имущества как объекта арендных отношений для целей государственной регистрации осуществляется компетентными органами в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из состава других объектов недвижимости и сделать самостоятельным предметом договора аренды.
Таким образом, при обращении за государственной регистрацией договоров аренды части объекта недвижимого имущества необходимо учитывать, что предметом такого договора могут быть только самостоятельные, поставленные на кадастровый учет объекты недвижимости в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом государственная регистрация договора аренды может быть произведена только при наличии кадастрового паспорта на данный объект  недвижимости (с присвоением соответствующего номера, указанием площади). 
 

Основные требования к пакету документов на основании договора долевого участия.

С 31 марта 2015 года прием документов на государственную регистрацию права собственности осуществляется исключительно сотрудниками МФЦ, в связи с чем, Управление Росреестра по Краснодарскому краю считает необходимым напомнить заявителям основные требования к пакету документов, предоставляемому на государственную регистрацию прав собственности на основании договора долевого участия.
В первую очередь обращаем внимание, что государственная регистрация носит заявительный характер. Заявление о государственной регистрации подписывается и подается в регистрационный орган сторонами по договору либо уполномоченным ими лицом при наличии у последнего надлежащим образом оформленной доверенности. Проставление подписи на заявлении о государственной регистрации подтверждает согласие подписавшего со всеми данными указанными в заявлении.
Основаниемдля государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которыхвходит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства, кроме того на государственную регистрацию права участника долевого строительства представляется один экземпляр - подлинник договора участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации данного права возвращается правообладателю.  Необходимо отметить, что застройщик обязан передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в органы, осуществляющие государственную регистрацию не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения.
Кроме того, согласно действующему законодательству не допускается регистрация объекта недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
 

Поправки в ГК, касающиеся порядка исполнения должником обязательств перед кредиторами

С 01.06.2015г. вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, касающиеся порядка исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Взаимоотношения должников и кредиторов, как правило, регулируются договором между этими сторонами. Федеральным закономот 08.03.2015 N 42-ФЗ
устранены недостатки законодательства, расширены возможности по исполнению обязательств должниками и защиты прав кредиторов в случаях, когда определенные условия выполнения сделки не прописаны в договоре.
Новшества, касающиеся должников: введено понятие "альтернативное обязательство". Это значит, что должник может выбрать один из нескольких способов исполнения обязательств. Еще один новый термин - "факультативное обязательство".
Кроме того, поправки предусматривают новый способ исполнения обязательств: теперь должники смогут передавать деньги или ценные бумаги в счет уплаты долга на депозит нотариуса.
Поправки уточнили и сроки исполнения обязательств. Если они не прописаны в договоре, новый закон дает должнику всего 7 дней с момента, когда кредитор предъявит свои требования.
Новации для кредиторов: теперь они смогут потребовать в суде, чтобы должник выполнил обязательства в натуре.
Среди других нововведений: законодатели заменили понятие "банковская гарантия" на "независимую гарантию".
Кроме того, поправки уточнили, как рассчитать проценты, которые полагаются кредитору за время пользования деньгами заемщиком.
Новые правила вступили в силу с 1 июня. Это значит, что они будут касаться только сделок и договоров, заключенных после этой даты. По соглашениям, заключенным до этого момента, поправки будут действовать только на вновь возникшие права и обязанности должников и кредиторов.
Также в списке в списке нововведений:
- законодательное закрепление права кредитора на получение денежных сумм на случай неисполнения судебного акта;
- право кредиторов одного лица самим определять порядок удовлетворения их требований к должнику;
- замена банковской гарантии независимой гарантией, которую теперь могут выдавать и коммерческие организации;
- введение на уровне закона понятия обеспечительного платежа, который обеспечивает, в частности, денежное обязательство;
- ужесточение ответственности должника, виновного в досрочном прекращении договора;
- право сторон предпринимательских договоров самостоятельно определять последствия их недействительности;
- сокращение перечня условий, которые должен содержать предварительный договор;
- дополнение ГК РФ нормами о рамочном, опционном и абонентском договорах
- и другие поправки.

Для подготовки статьи в качестве источника информации использованы материалы Российской газеты и КонсультантПлюс. 
 

МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С 1 МАРТА 2015 Г.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю напоминает о вступлении в силу с 1 марта 2015 г. масштабных поправок в земельное законодательство. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 171) и касаются в своей основной массе публичных земель, т.е. земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако косвенно они скажутся и на земельных участках, находящихся в частной собственности.

ФЗ N 171 представляет собой весьма объемный и сложный документ, который вносит изменения не только в Земельный кодекс РФ, но и Гражданский и Градостроительный кодексы, Федеральные законы о государственном кадастре недвижимости и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о недрах и многие другие законодательные акты.

Новое законодательство безусловно скажется на текущих проектах, связанных прежде всего с приобретением публичных земель. Мы рекомендуем обратить особое внимание на статью 34 ФЗ N 171, в которой содержатся переходные положения. Например, в этой статье устанавливаются правила о том, как поступать в ситуациях изменения органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, корректировки видов разрешенного использования земельных участков с учетом Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, и т.п.

Отметим, что важную роль в реализации ФЗ N 171 будут играть подзаконные акты, принятые на уровне Правительства РФ и Минэкономразвития России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Можно ожидать, что значительная часть этих нормативных правовых актов будет принята в течение первого полугодия 2015 г.

Прежде всего отметим, что с принципиальной точки зрения ее структура не изменилась: земли по-прежнему будут находиться в неразграниченной и разграниченной собственности, основания для разграничения государственной собственности не корректировались.

В то же время в Земельный кодекс РФ вводится новая глава V.5 (ст. ст. 39.30 - 39.32), которая устанавливает дополнительные основания для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в региональную и муниципальную собственность. Муниципальные образования и субъекты Федерации могут рассчитывать в основном на участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации без достаточных оснований, а также на неэффективно используемые федеральные земли.

Существенные изменения коснутся полномочий по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. От муниципальных районов они перейдут городским и сельским поселениям при условии, что в последних утверждены правила землепользования и застройки (ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Городские округа продолжат распоряжаться землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности и расположенными на их территории. Однако необходимо иметь в виду, что Федеральные законы от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ позволяют субъектам Федерации своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации, в том числе в части распоряжения неразграниченными землями.

Закон урегулировал ситуации, в которых процедура приобретения земельного участка (например, по предварительному согласованию места размещения объекта или через аукцион) началась до 1 марта 2015 г., а заканчивается после этой даты. Основной принцип таков: завершает процедуру тот орган власти, который ее начал. Например, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято муниципальным районом 15 февраля 2015 г., а с 1 марта 2015 г. в силу Закона участком распоряжается городское поселение, то решение о предоставлении будет принимать все равно муниципальный район.

Напомним также о том, что уже введен в действие новый институт передачи полномочий по распоряжению землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, Росимуществу/Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (ст. 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Декларируемая цель заключается в оказании муниципальным образованиям профессиональной помощи, так как доходы от распоряжения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неразграниченными землями все равно поступают в местные бюджеты.

 

Особенности государственной регистрации общего имущества в многоквартирном доме

Особенности государственной регистрации общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
 
В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. К общему имуществу относится, в том числе, земельный участок под многоквартирным домом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На государственную регистрацию наличия, возникновения права общей долевой собственности на объекты недвижимости представляются:
документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации);
заявление о проведении государственной регистрации общего имущества с указанием доли «пропорционально площади занимаемого помещения»;
государственная пошлина, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством составляет 200 рублей.
Если на момент представления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в существующей застройке поселений в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников (отдельных собственников) помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Законао регистрации, также представляются подлинники и копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие у этих лиц прав на помещения (например, свидетельство о праве на наследство).  После проведенной государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости подлинники правоустанавливающих документов возвращаются заявителю, а копии правоустанавливающих документов помещаются в дело правоустанавливающих документов.
Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество  включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме.
 

Прием документов.

С 31 марта 2015 года прием документов на государственную регистрацию права собственности осуществляется исключительно сотрудниками МФЦ, в связи с чем, Управление Росреестра по Краснодарскому краю считает необходимым напомнить заявителям основные требования к пакету документов, предоставляемому на государственную регистрацию прав собственности.
Правоустанавливающие документы должны быть представлены не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. Копии документов, хранящихся в деле, могут быть удостоверены нотариально. В иных случаях на копиях документов, работник многофункционального центра, осуществляющий прием заявления, должен сделать надпись об их соответствии подлинникам с указанием даты, фамилии, инициалов лица, сделавшего надпись, а также заявителя. Данная надпись заверяется подписями названного работника и заявителя.
 Отдельно необходимо отметить такой правоустанавливающий документ, как вступивший в законную силу судебный акт, который предоставляется в копии, удостовереной подписями судьи и секретаря суда с приложением гербовой печати суда, с отметкой о вступлении в силу, не менее чем в двух экземплярах. Работник многофункционального центра, осуществляющий прием заявления, не имеет права заверять копию судебного акта.
Кроме того, согласно действующему законодательству не допускается регистрация объекта недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, к исключительным случаям в данном случае относится регистрация права собственности граждан на основании декларации об объекте недвижимого имущества.
Перечень необходимых документов для государственной регистрации объектов недвижимого  имущества Вы можете посмотреть на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю www.frskuban.ruв разделе Структурные подразделения – Отдел приема-выдачи документов – Примерные перечни документов.
Обращаем Ваше внимание, что согласно п.4 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
 

Прекращение договора аренды.

Согласно статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
При оформлении земельного участка, обремененного арендой, в собственность, возникают вопросы о погашении ранее зарегистрированного договора аренды. Договор аренды в таких случаях должен быть прекращен или расторгнут в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно Приказу Минюста РФ от 06.08.2004 № 135 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества» соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.
Кроме того, договор аренды может быть расторгнут в судебном порядке, в случае если соглашение не будет достигнуто. При этом необходимо представить судебный акт, содержащий разъяснения в части аннулирования записей о государственной регистрации права аренды.
В соответствии со статьей 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях, указанных в статье 46 Земельного кодекса.
Таким образом, прекращение аренды земельного участка по инициативе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действующим законодательством, не предусмотрено.
 
 

Долевое строительство

Государство вынуждено было пройти достаточно большой путь по совершенствованию закона, связанного с долевым строительством.
                Сегодня мы фактически вытеснили с поля такие виды нарушений прав дольщиков, которые массово имели место пять лет назад: привлечение денежных средств обходными путями, двойные продажи и т.д., 

                Основной новеллой  закона об участии в долевом строительстве стало введение обязательного страхования долевого строительства.
                С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 294 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок осуществления страхования гражданской ответственности застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
                В связи с этим, на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве  с 01.01.2014 в Управление Росреестра по Краснодарскому краю наряду с документами, предусмотренными на сегодняшний день ст. 25.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», застройщиком должен быть представлен один  из следующих документов:
- договор страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве;
- договор поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
                При отсутствии одного из этих документов договор участия в долевом строительстве не может быть зарегистрирован.
                В случае, если застройщик выбрал поручительство в качестве способа обеспечения своих обязательств, он обязан довести до сведения участников долевого строительства условия поручительства, а также сведения о поручителе. Поручитель отвечает перед участником долевого строительства в том же объеме, что и застройщик, включая предусмотренные настоящим законом и договором неустойки (штрафы, пени).
                В отношении страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения, существует два способа:
1) участия застройщика в обществе взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков (далее - общество взаимного страхования), имеющем соответствующую лицензию на осуществление взаимного страхования и созданном исключительно для осуществления указанного вида страхования;
2) заключения договора страхования гражданской ответственности застройщика со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании.
                 Застройщик до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору.
                В случае, если застройщик выбрал страхование в качестве способа обеспечения исполнения своих обязательств, он обязан довести сведения участников долевого строительства условия страхования, а также сведения об обществе до взаимного страхования или о страховой организации, которые осуществляют страхование гражданской ответственности застройщика.
                На государственную регистрацию последующих договоров участия в долевом строительстве того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан будет представить договор страхования, в случае если такой договор заключен в отношении каждого участника долевого строительства.
                Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. и распространяются на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после указанной даты. Вместе с тем, данные нововведения, совершенствующие механизмы защиты прав участников долевого строительства, касаются именно жилых помещений, как необходимого компонента благополучной жизни в развитом государстве.
 
 

Государственная пошлина за регистрацию ранее возникшего права на объекты недвижимости.

По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возникшего до вступления в силу Федерального законаот 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), полагаем сообщить следующее.
В соответствии с пунктами 1и 2 статьи 6Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 333.35Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6Федерального закона N 122-ФЗ случаях (государственная регистрация ограничения (обременения) права или государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта) за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ, государственная пошлина уплачивается в размере, равном половине установленной главой 25.3 Кодекса государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В случае если государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального законаN 122-ФЗ права не связана с государственной регистрацией перехода данного права, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, а осуществляется по желанию правообладателя, государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктами   24  пункта 1, статьи 333.33Кодекса физическими лицами в размере 2000 рублей и подпунктом 24 пункта 1, статьи 333.33 Кодекса физическими лицами в размере 350 рублей.
 


Страница 2 из 14

Просмотр состояния регистрации

Порядок просмотра
Просмотр состояния кадастрового учёта в данном сервисе не предусмотрен

Просмотрено раз:
Сегодня:
37
Всего:
13782146

Online услуги

Услуги Росреестра

Справочная информация

Услуги Кадастровой палаты


МФЦ вашконтроль.ру Официальный интернет-портал правовой информации


Контакты


350063 г. Краснодар ул. Ленина, 28

Телефон горячей линии: тел. +7(861)250-18-10

E-mail: mail@frskuban.ru, 23_upr@rosreestr.ru

Телефон доверия: +7(861)250-18-04

Общий отдел: тел.+7(861)250-18-12